ZX Spectrum исполнилось 27 лет: как это было

23 апреля 1982 года в мире появился один из первых широко доступных домашних ПК от компании Sinclair Research… Информацию собирали по крупицам. Была путаница между словами Синклер и Спектрум, и невообразимое количество модификаций, целых четыре штуки:
Spectrum 64
Spectrum 128
Spectrum 128 D
Spectrum 128 DS

Тогда не было вообще понятия ПК и его составляющих, никто не привык к колоссальному выбору компонентов, который мы имеем сейчас на рынке. За каждой буквой в названии виделось своё, неповторимое волшебство. Школьники стояли перед трудным выбором: что покупать – Денди или Спектрум? А ещё была мечта – Сега МегаДрайв.

Я выбрал Спектрум и самую дорогую его модификацию – 128 DS. В магазине мы выяснили, что же это означает: 128 килобайт оперативной памяти, звуковой синтезатор (S) и дисковод (D). Сам компьютер представлял собой белый ящичек с клавиатурой, а рядом с ним стоял большой сундук – дисковод пятидюймовых дискет.

Не могу передать словами то тягостное ожидание мастера, который должен был приехать и подключить компьютер к телевизору. Мы ждали его весь день, и ещё мучительнее ждали пока он припаяет к телевизору нужные схемы для подключения Спектрума. И вот – это свершилось. Мастер показал, как переходить к дисковой системе и набирать RUN для загрузки, пожелал нам удачи и уехал.

Первые полгода я непрерывно играл. Я купил невообразимое количество 5-дюймовых дискет с играми. Известный компьютер-центр КЕЙ, ныне представляющий самую большую сеть в городе, тогда был маленьким тесным магазинчиком в центре города. Давка в очередях за играми была невыносимая. Чтобы как-то улучшить походы за играми, я купил сборник "600 лучших игр для Спектрума". Шесть томов с описаниями игр и советами по прохождению. Стало проще – приезжаешь в магазин, стоишь в очереди, выбираешь по каталогу нужные диски и спрашиваешь их у продавца.

Отдельно прошла история с кассетными играми: к Спектруму подключался обычный кассетный магнитофон, с кассет считывалась информация, кодированная обычным звуком. На слух это воспринималось ужасно, каждая игра грузилась по 10-15 минут. Надоело быстро, поэтому я подключил его в качестве средства воспроизведения звука. Затем кассетник в этом плане сменил усилитель с концертными колонками. Звук, надо сказать, в Спектруме был на зависть многим современным играм 🙂

И вот наконец игры мне надоели, и я открыл прилагающуюся к компьютеру книжечку под названием "Программирование на языке BASIC". Можно сказать, что это в корне изменило мою будущую жизнь. На спектрумовском Бейсике я написал невероятное количество программ, начиная от скринсейверов и заканчивая математическими утилитами для школьных домашних заданий по физике и геометрии. Я увлёкся программированием так же, как раньше увлекался играми. Потом я наткнулся на IsDOS – произведение нашей фирмы "Искрасофт", которая делала ковры и программное обеспечение. Самый удивительный дуэт, который я тогда знал. IsDOS являлась настоящей операционкой для Спектрума и почти полностью имитировала Нортон Коммандер с больших  "настоящих" ПК.

Затем для меня наступила эпоха программирования на ассемблере. Асм дался мне легко, благо что на Спектруме он был простой и абсолютно все доступные инструкции можно было просто запомнить. Уже через пару недель изучения я написал на асме свою первую игру – это были двухмерные космические "стрелялки", в которых нужно было уворачиваться от дружеских кораблей и расстреливать врагов.

Через два года после приобретения мой Спектрум направился на заслуженный отдых, а на замену ему пришёл суперновый и баснословно дорогой 486-ой IBM PC 133 MHz.

Простые пароли спасают человечество, или Нагло используем слабое место randomize

Хозяйке на заметку: пароль вида "wxf" (три случайных символа) ломается примерно за 15-25 тысяч попыток случайного подбора. Пароль "aab" в моём эксперименте не сломался более чем за полтора миллиона попыток. Дальше процессу не хватило памяти и он завис. Почему так? Потому что генераторы случайных чисел специально делают так, чтобы они выдавали каждый раз случайное значение. А не два раза подряд одно и то же, как в примере "aab".

В других, а не в себе

В феврале 2009 я написал топик на тему советов на форумах: "Внимательно выслушай и сделай наоборот". В апреле, три недели назад, хороший человек Алексей Доктор написал на Хабре прост про сообщества людей с низкой самооценкой. Цитирую: "Вместо разбора ошибок вы получите ножичек, воткнутый в спину неуверенной ручонкой жалкого человечишки". Пару дней назад не менее хороший человек Дима Баблоруб написал в своём блоге: "Кризис заставил миллионы людей сникнуть, заставить заглядывать в чужие карманы, искать причину в других, а не в себе".

Явление понемногу становится массовым…

Как словить выгодную тему

Для большинства из тех, кто работает в интернете, этот вопрос является фактически повседневным. Как найти выгодную и перспективную тему? Как определить спрос? Как увидеть прямых и косвенных конкурентов? На полноценные исследования каждой возникающей идеи не хватит и половины жизни. Я опишу в этом посте два простых способа, которые успешно применяю сам:

1. Покормите троллей.

Тролли в данном контексте – это офисный планктон, масса людей различных специализаций, которая тусуется на форумах и представляет для нас довольно репрезентативную выборку. Говоря проще, тролли – это те, кто в ответ на каждое более-менее осмысленное сообщение пишут "Гыы, LOL, Жжошь" и так далее. Те из них, кто ещё не до конца утратил связь головного мозга с пальцами рук, могут написать и что-то более развернутое, но по смыслу сводящееся к высмеиванию автора.

Наша цель – получить как можно больше таких "LOL-ов".

В чём смысл? Смысл очень прост: все достижения современного прогресса являлись атрибутами комиксов в недалёком прошлом. Автомобильные двигатели на воде, видеокамеры в пуговицах, человекообразные роботы, имплантация микросхем в мозги животных, и всё прочее, что публикуется на серьёзных тематических сайтах – для многих буквально вчера было фантастикой. Ну а для кого-то и перечисленные примеры до сих пор новость – погуглите, что-ли, чтобы не стыдно было 🙂

Итак, смысл очень прост: известную и освоенную идею никто не воспримет как первоапрельскую шутку. Потому что известно и не смешно. И наоборот – если смешно, то скорее всего неизвестно. Ставим плюсик нашей идее.

2. Провокация, или how it’s made?!

Этот пункт лучше всего пояснить на каком-нибудь примере, близком большинству читателей. Допустим, вы решили выбросить на рынок новый блогодвижок или генератор sape-сайтов. Цель которого – эффективное наращивание ссылочной массы, ну и чтобы гугл не забанил 🙂 Прежде чем браться за дело, слепите маленький и офигенно красивый и интересный блог вручную. Дайте ему уникальный дизайн и структуру, оформите посты, добавьте все тонкости, какие только придут вам в голову. Естественно, не задумываясь о технической реализации – просто делайте всё это вручную. Напишите интересные и полноценные тексты на выбранную тему, поставьте нужные ссылки.

И потом заявитесь на форумы с таким сообщением: мол, я тут блогодвижок пишу, он вот такие сайты (ссылка) позволяет создавать за 10 минут левой задней ногой. Причём 9 минут из 10 тратятся на закачивание файлов на FTP и настройку конфигов. Мол, как вы думаете, интересная ли это затея?

Если вы попали в точку – вы просто не поверите, какой огромный шквал дерьма польётся на вас в ответ. Почему? Да потому что люди сидят и делают такие блоги месяцами, выращивают каждый из них как собственное дитя. А тут приходит какой-то перец и заявляет, что он делает то же самое левой задней ногой за 10 минут? Вот сволочь!

Люди будут скрежетать зубами и усиленно поливать вас хамством. Добавится и троллинг – высмеивание ваших идей, и прямая критика, и ссылки на неких известных личностей, которые делали то же самое, а их забанил Гугл и случилось ещё много страшных событий вплоть до вселенского потопа на их собственную голову. Будут десятки ответов про ньюбов (новичков), которые лезут в этот бизнес и делают говносайты. И так далее. Читаем и ставим второй плюсик в наш список идей.

Разумеется, есть ещё миллион способов понять спрос на ту или иную затею. Главное – не забывайте, что с той стороны экрана тоже сидят умные люди. И может быть, они тоже играют с вами.

Звук из тумбочки

Я открыл для себя совершенно незнакомую хреновину:

Вот эта тумбочка – на самом деле шестиканальная аккустическая система с навороченной электроникой внутри. Вот тут дано подробное описание: http://www.sony.ru/product/hcs-cinema-surround-kit/rht-g900
Элегантное решение, не правда ли?