Удивительное совпадение: за последние три дня меня трижды спросили – как я мог в жизни иметь такие большие перерывы в официальном трудоустройстве. Удивительно, как глубоко в пост-советском человеке живёт привычка непрерывно работать. Я даже не говорю о наработке стажа для пенсии – надеяться на государственное обеспечение “достойной старости” в России может только человек, не выходящий из дома и смотрящий по ТВ только основные телеканалы.
Людей зомбируют на установку “ходить на работу” ещё с детства. Сначала школа, в которой наказывают за прогул уроков, затем институт – где карается пропуск лекций и лабораторных работ. На самом деле нет никакого смысла ходить на лекции по предметам, которые студенту не интересны. Это имело смысл в советское время, когда ВУЗы получали госзаказы на выпуск нужного количества рабочих определённых специальностей. Сейчас же я не сильно ошибусь, если скажу что 99% студентов либо работают не по специальности, либо вынуждены быстро забывать половину учебной программы в пользу жизненных реалий.
Пресловутая “демократизация” России, которую начал Ельцин, при всех её недостатках дала нам главное: возможность выбора.
Поэтому я в своём институте делал выбор очень чётко: впитывал все знания по предметам, которые мне интересны, и жёстко игнорировал остальные. Тех, кто этого не понимал, давил “материальными компенсациями” лично в руки. Тех, кто не был готов брать – обходил по вышестоящим инстанциям. В результате я получил от института огромное количество полезных знаний – не смотря ни на какие препятствия: ни на учебные материалы, устаревшие на 30 лет, ни на скрытый алкоголизм преподавательского состава, ни на тотальный пофигизм одногруппников, ни на крайне низкие условия обучения.
Подавляющее большинство людей боится делать выбор. Те, кто сумел и смог его сделать, сейчас продают нефть в Европу, а остальные жалуются на жизнь.
Я очень симпатизирую людям, которые относятся к бизнесу с высокой долей циничности: если проект не приносит ожидаемой нормы прибыли, его сминают и вылепливают что-то новое. Здравомыслящий человек не будет годами тянуть проект в ожидании “прорыва” и манны с небес. К работе и бизнесу я отношусь точно так же: нет никакого смысла работать в какой-то компании, если вложения времени, эмоций, знаний и сил превышают получаемое вознаграждение – материальную компенсацию, моральное удовлетворение, личный рост. Тем более, что моя работа как менеджера и руководителя проектов – никогда не была рутиной, а требовала нешуточного вложения изобретательности, знаний, труда и эмоций.
Средний срок работы IT-специалиста на одной позиции – полтора года. Как говорят, если такой человек у вас работает дольше, то не спешите давать ему длительное и ответственное задание по его специализации. Лучше подумайте, как повысить ему должность, зарплату и круг задач.
Для меня всегда было естественным после сдачи крупного проекта взять недельку отпуска, чтобы уехать в полные еб..ня – туда, где надо своими руками таскать воду в ведре из колодца, рубить дрова, пасти коз или строить бревенчатый сруб для новой бани. Либо, когда в рабочем графике не выделить столько дней, можно было вечером после работы повозиться в гараже до полуночи, перебирая движок соседских “жигулей” за скромное вознаграждение – просто потому что мне нравится заниматься автомеханикой.. А потом придти домой и задуматься, что всего лишь через десять часов это перепачканное машинным маслом отражение в зеркале – отмытое и отчищенное – будет в пиджаке и галстуке вести деловые переговоры и заключать многотысячные контракты.
При моей любви к творчеству и активному отдыху я не могу бездельничать больше одного дня. Моё время всегда должно быть чем-то заполнено: это либо активный отдых и спорт, либо самообучение и посещение конференций, либо развитие своих проектов.
Сфера IT – это в основном сфера малого бизнеса, в котором зарплатный фонд всей команды в месяц едва ли превышает один или несколько миллионов рублей. Причём он как правило не эластичен. В этих условиях для молодых сотрудников (20-25 лет) вполне естественно работать в одной должности не более нескольких месяцев, потому что в компании выше шагнуть некуда, и единственная возможность карьерного роста – смена места работы.
Никто не будет годами работать “на перспективу”, если в соседнем бизнес-центре предлагают в два раза больше денег. Такова реальность.
Иногда предприниматели просто боятся, что творческий и разносторонне развитый человек будет всегда недостаточно мотивирован для работы в их компании. Они спят и видят, как нанятый руководитель будет постоянно “смотреть налево”, регулярно требовать повышения оклада и думать подлые мысли о переходе к конкурентам. Дорогие предприниматели! Вы не берёте человека в рабство. Извольте находить компромиссы, потому что не только вы идёте на риск. Соискатель со своей стороны тоже рискует: выбирая вас, он сознательно отказывается от возможных лучших вариантов. А если у вашей компании были ошибки в прошлом, то он рискует и своей репутацией, которая теперь будет ассоциироваться с вами.
Кроме того, заранее оговаривать стратегию выхода из бизнеса – не постыдно, а наоборот – общепринято и естественно во всей мировой деловой практике.
Людей, избегающих делать выбор, на самом деле значительно больше чем кажется – в том числе среди руководящего персонала. Вспомните, сколько писем вашим клиентам, партнёрам или руководителям осталось без ответа, в которых вы просили сделать однозначный выбор между двумя или несколькими вариантами. А вы получали ответы в стиле “не надо ставить мне такие ультиматумы”? А вам говорили что-то вроде “покажите мне конечный результат, тогда я скажу что нужно переделать”?
Любой проджект-менеджер чуть ли не ежедневно сталкивается с такими ответами. Очень удобно отстраниться от процесса выполнения работ, чтобы в его конце назвать исполнителей дураками, а результат – отстоем. Но неспособность делать своевременный выбор крайне печально отражается на бизнесе, внося огромные потери времени на пересогласование и переделывание.
Поэтому люди, которые вращают Землю своими ногами, всегда сами будут выбирать: где и сколько им работать по найму, а так же сколько времени уделять саморазвитию и работе на себя. Они строят свою карьеру и сами выбирают наиболее выгодный род занятий, и им в голову не приходит как-то оправдывать свой выбор. Не задавайте им вопроса “почему” – они даже не поймут, о чём вы спрашиваете.