6 месяцев назад я начал неспешно искать зарубежного работодателя для релокации в Европу. Во-первых, хочу сказать, что работы действительно много. В активном поиске иногда получается по два skype-интервью в день, это довольно тяжело, поэтому стараюсь держать график не более трёх в неделю. Однако есть и недостатки:
Во-первых, are you fucking read my CV? Это катастрофа, никто не читает резюме. Ладно бы рекрутёры, но последней каплей оказался интервьюер – ведущий fullstack-разработчик, тимлид. Суть работы – поддержка сайта браузерной игры. Не соцсети со 150-ю играми, как у меня было в ФС, а тупо одной игры. А у меня в резюме написано – есть опыт построения распределённых систем и облачных сервисов, модели акторов и вот это вот всё, хочу продолжать ими заниматься.
Вежливо отвечаю: чувак, ты не по адресу. – Ой, слющай, да, распределённый система? Захади дарагой, такой распределённый система покажу, пальчики оближешь! И облачные сервисы у нас есть, Heroku используем, слышал да?
Во-вторых (наверное, это даже “во-первых”), катастрофически не хватает амбициозных проектов. Желающих как-то перевернуть мир. Я хз почему, может они все в Долине сидят, может в Европах просто экономика такая, что можно брать любую банальную бизнес-модель и иметь прибыль. Но факт – 99% поступающих предложений это тупо разработка сайтов. Когда я задаю вопрос “а в чём челленж?”, я вижу на лице собеседника чётко прорисованный мем с негритёнком (challenge? what challenge?)
За весь период было всего три реально интересных предложения: медицинский сервис в реальном времени (описываешь в чате что болит, получаешь рецепт, оплачиваешь online); позиция CTO в сервисе включения защищённого интернет-соединения одной кнопкой; и сервис организации приватных датастораджей с амбициями “перепрыгнуть гуглодрайв”.
В медицинском сервисе мы не нашли личного приятия с владельцем (взаимно), от инфобеза я отказался сам потому что явно не потяну незнакомую сферу, а датастораджи оказались единственными кто задавал реально интересные вопросы на собеседовании. Можете представить, если самым простым вопросом из них, например, был двухфазный коммит. Когда я понял, что попал в тему, я развеселился так, что начал предугадывать их вопросы и отвечать заранее, каждый раз слыша на заднем плане бурчание типа “he’s right”. Однако потом, к сожалению, не дотянул тестовое задание, которое открыло мне дыру в моих скилах и потребовало чтения пары умных книжек. Ну, +1 скилл тоже результат.
Тестовые задания в основной массе откровенно бредовые, не имеющие никакого отношения к реальной деятельности: найти осмысленные слова в N-мерном кубике из случайных букв, или написать консольный браузер на ncurses (если вы не в курсе, это имитация GUI в текстовом режиме, как на компьютере вашей бабушки двадцать лет назад). Извините, спасибо, нет. Хотя кубик я честно решил, но от ncurses отказался, решив задачу на основе конечного автомата с вопросами пользователю.
Я поработал с двумя компаниями в удалённом режиме (последний раз я это делал 16 лет назад). В обоих случаях отнёсся к задаче как привычной мне продуктовой разработке: делаем предположение о спросе, пилим функциональный прототип, выкидываем на рынок, организуем каналы сбора фидбэка, приоритезируем, итеративно развиваем, формируем линию саппорта. В обоих случаях меня не поняли, сказав что надо писать код и не выё…ться. Тут я, блять, неожиданно осознал, что вкладываю в понятие developer – “человек, который делает продукт”, а они – должность “программист”. Это слоупочное открытие заставило меня нажать на паузу и всё хорошенько переосмыслить.
Продолжение в следующих сериях.